Криворучко А.Б.

 

Напечатано в «Сборнике статей научного семинара кафедры физического воспитания 2013-2014 год» ИТА ЮФУ 2014 год.

 

Пришедшие к нам из стран Востока, а также сформировавшиеся в США и странах Европы разнообразные боевые искусства, стали в конце XX века одним из активных видов освоения норм общественной жизни и культуры для подрастающего поколения. Возникнув как средство и способ борьбы за выживание, боевые искусства с течением времени оформились в систему знаний о ведении ближнего боя, методах подготовки тела и психики человека к условиям боевых действий. Несмотря на то, что в современном мире практическая составляющая боевых искусств значительно снизила свою актуальность, социальная многоплановость боевых искусств не утратила своей значимости. Именно в боевых искусствах, ставших одним из самых востребованных видов массовой физической культуры за последние десятилетия, морально-этическая подготовка стала позиционироваться как важный аспект саморазвития личности, не только неразрывно связанный с остальными аспектами подготовки (технической, тактической, функциональной), но и, в какой-то степени, более значимый, чем другие.

Социальная среда играет важнейшую роль в становление различных сфер нашей жизни, поэтому любые проявления, характерные для современного общества, оказывают влияние на культуру в целом и на виды деятельности, которые сегодня принято объединять под общим названием «боевые искусства». В тоже время, боевые искусства в определённом смысле оказывают влияние на общество, поэтому можно говорить о взаимовлиянии боевых искусств и той социальной среды, в которой они развиваются. Поэтому очень важно понять, что представляют собой современные боевые искусства, их роль и место в обществе, их влияние на формирование личности и на социально-культурное пространство, которое является частью нашего бытия.

Определимся, что же скрывается за термином «современное боевое искусство», и какое значение для личности и общества представляет это социокультурное явление.

Сегодня в мире боевых искусств отсутствуют чёткие понятия и определения, с помощью которых можно раскрыть истинную суть того, что скрывается под образным понятием «боевые искусства». Происходит это потому, что существует несколько видов информации по этому вопросу. Подавляющее количество ее, будь то литература или видео, рассчитаны на коммерческий успех и только вводят потребителей в заблуждение. Лишь очень незначительная часть представляет собой исторически достоверную и научно-методическую информацию.

Начнем с рассмотрения самого термина «боевое искусство».

Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности определяет особенности видов искусства. В литературе это слово, в живописи — картины, в скульптуре — пластические образы, объемно-пространственные формы, в театре и кино — через воплощение актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов. В боевом искусстве эстетическое воспроизведение мира осуществляется через бой, точнее через идеальный рисунок боя. Иногда в этом рисунке противник даже не присутствует физически, а только подразумевается, как в проводимом боксером «бое с тенью», выполняемом мастером ушу тао или мастером каратэ ката. Движения, выполняемые хорошим мастером, завораживают зрителя. Эстетика скорости, мощи и грации не может оставить равнодушным, приглашая зрителя оценить истинную красоту и художественную выразительность по своей сути боевых движений.

Под термином «боевое» в первую очередь понимается искусство ведения боя или военных действий, где под словом «бой» согласно словарю С.И. Ожегова понимается вооружённое столкновение, сражение. Слово «бой» происходит от слова «бить», которое в данном контексте имеет следующие значения: избивать, разить, умерщвлять врага. А вот как разъясняется это слово в словаре В.И. Даля: «бой» – битва, сражение, брань, побоище. «Что с бою взято, то свято» и «Смерть в бою – дело Божье». В этом же словаре даётся определение понятия «рукопашный бой» – бой войск, сошедшихся вплоть. В современной интерпретации термин «рукопашный бой» означает, согласно военной терминологии, «часть ближнего боя в общевойсковом сражении». Следовательно, говоря о боевом искусстве в нашем контексте, следует иметь в виду высокое мастерство ведения рукопашного боя, понимая под этим часть ближнего боя, когда для уничтожения врага используются руки, ноги и холодное оружие.

В первую очередь боевые искусства используются в профессионально-прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных структур, отдельных специальных подразделений во всех без исключения странах мира. Конечно, прикладная значимость сейчас не та, что в прошлые века, однако определенные умения и навыки по-прежнему необходимы и тем, кто защищает интересы своих стран с оружием в руках, и тем, кто охраняет покой мирных граждан в своей стране.

Сегодня боевые искусства развиваются во многих странах, что вносит определенную национальную специфику и разнообразие. Список боевых искусств, развивающихся в современном мире, огромен. Китайское ушу, японские дзюдо, каратэ, айкидо, кэндо, корейские тхэквондо и хапкидо, английский бокс, русское самбо, вьетнамское вьетводао, таиландский муай-тай, интернациональные К-1 и ММА и многие другие. По всему миру работают сотни тысяч федераций, ассоциаций и клубов боевых искусств. Бокс, спортивная борьба, дзюдо и тхэквондо включены в официальную программу летних Олимпийских игр. Однако в современном обществе для основной части населения любой страны мира боевые искусства – это в большей степени спортивные единоборства и фитнес, служащие укреплению здоровья, психики и эффективным средством саморазвития, чем системы профессионально-прикладной подготовки.

Сразу возникает вопрос, почему же люди выбирают именно боевые искусства, а не какие-либо виды спорта, подходящие для этих целей? В основе любого спорта лежат соревнования и спортивные достижения. В спорт отдают с раннего детства, вся физиология ребенка перестраивается под выбранный вид спорта. Развитие самих детей в спорте косвенно отходит на второй план, а на первом – их достижения, поднимающие репутацию спортивной секции, тренера и страны. Спорту отдают жизнь. Большинство адептов боевых искусств живут обычной жизнью, имеют семью и работу не связанную со спортом.

Современное общество очень агрессивная среда обитания. Она проходит базовым фоном через все ситуации естественного общения людей, изначально не связанных между собой какими-либо заранее определенными типами связей. Между людьми возникают конфликты, которые требуют разрешения тем или иным способом. По сути, в единоборстве (боевой схватке) в определенной форме осуществляется коммуникация. Как и все остальные процессы, подразумевающие активное вовлечение людей, коммуникация может осуществляться правильно и неправильно. Для правильного осуществления коммуникации в условиях повышенной агрессивности среды, нужно рассматривать жизнь, как бой, требующий четких и безошибочных решений в постоянно меняющейся ситуации.

В любой стране люди не застрахованы от проявления агрессии по отношению к себе или своему ближайшему окружению со стороны деструктивных элементов социума — от банального хулиганского нападения до угрозы оказаться жертвой террористической агрессии или бандитского нападения. Владение навыками самозащиты, знание правил поведения в экстремальных ситуациях может однозначно повысить шансы сохранить жизнь и здоровье себе и своим близким. Именно этот фактор является определяющим, когда люди записываются на курсы боевых искусств или отдают своих детей в специализированные спортивные клубы. Начав занятия одним из видов боевого искусства, люди овладевают первыми инструментальными навыками разрешения конфликта в свою пользу, а затем начинают логично направлять свои помыслы на дальнейшее развитие. Система технической квалификации в любом виде боевого искусства, выраженная в ученических и мастерских уровнях подготовленности и соответствующих им поясов — цветных (ученических) и черных (мастерских) — помогает осознать важность иерархии в коллективе (как срезе общества в целом) в зависимости от приобретенных знаний и затраченных усилий. Постепенно поведенческая этика подводит занимающихся боевыми искусствами к пониманию более сложных морально-этических ценностей. То есть, освоив основы боевых техник, они начинают искать ответы на вопросы иного уровня, которые возникли в процессе обучения этим техникам. В процессе обучения боевым искусствам обязательно происходит глубокие изменения личностного характера.

Человек, занимающийся боевым искусством, имеет в качестве объекта, с которым он стремится достичь тождества, образ мастера боевых искусств, носителя идеальных свойств, качеств, действий и состояний. Потому боевое искусство является метафорой, с помощью которой происходит перенос идей, передача смыслов и знаний от одного индивида другому. Многих последователей не только восточных, но и в целом боевых искусств, в первую очередь движет подобная мотивация, то есть стремление к достижению высшего понимания устройства всех процессов бытия. Постоянными тренировками они преобразуют структуру своего сознания.

Именно эта возможность — возможность через работу с телом, телесную практику, самому контролировать свой инструмент для правдоподобного и активного осмысления мира, решать задачи межличностной коммуникации в социуме, несущем все признаки поля боевых действий, и является привлекательной для большинства людей занимающихся боевыми искусствами.

Вот мы и приблизились к тому, какую роль играют боевые искусства для человека и для общества. Они поднимают общий тонус, развивают такие качества как сила, скорость реакции, выносливость, внимание и, в большинстве своем, оказывают ощутимый оздоровительный эффект на весь организм человека. Но в первую очередь, они формируют характер человека, дают ему некий внутренний стержень, осознанность и стремление к совершенству в любом деле, за которое он берется. У человека появляются неограниченные возможности самовыражения, которые, соответственно, ведут к творческому развитию личности. В результате практических занятий боевыми искусствами отношения с другими людьми и с окружающей средой становятся более гармоничными. Таким образом, через действия отдельных людей боевое искусство, безусловно, влияет на общественные процессы.

В заключение, процитируем одного из ярких представителей современного боевого искусства Ю.Ю. Сенчукова: «Суть боевых систем не в их национальной принадлежности, а в эффективности их психологического тренинга как искусства жить среди людей, жить без напряжения, но в постоянной готовности к контролю над любой ситуацией…Боевое искусство — не более чем один из способов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика (т.е. цигун), астрология, — как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи, и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет нам вернуть».

Резюмируя сказанное выше, необходимо отметить, что боевые искусства не только не утратили своей значимости в современном мире, но напротив, — приобрели социальную многоплановость, адаптировав свою содержательную часть к значимым для общества аспектам, обогатив теорию и методику преподавания современными научными разработками. Это позволяет боевым искусствам по-прежнему оставаться эффективной системой социализации личности в современном мире.

 

 

Список используемой литературы

1. Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств. – Минск: Харвест, 2005. – 432 с.

2. Гагонин С.Г., Гагонин А.С. Психотехника рукопашной схватки. – СПб.: Атон, 1999. – 320 с.

3. Головин Н.Н. Наука о войне: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008. –1008 с.

4. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо – традиция воинских искусств – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 429 с.

5. Донн Ф. Дрэгер Современные Будзюцу и Будо М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 368 с.

6. Донн Ф. Дрэгер Классическое Будо М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 240 с.

7. Донн Ф. Дрэгер Классическое Будзюцу М.: София, 2000. – 112 с.

8. Козлов А.М. История боевых искусств Востока М.: Астрель АСТ, 2008. – 398 с.

9. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 400с.

10. Сенчуков Ю. Ю. Да-Цзе-Шу – искусство пресечения боя – Мн.: Современное слово, 1998. – 352 с.

 

 

 

Категории: Наши статьи

Оставить комментарий